В качестве одного из важнейших признаков классификации удаленного банкинга выделяют тип субъекта, которому предоставляется данный вид услуг: удаленный банковский сервис для корпоративных клиентов и удаленный банковский сервис для физических лиц.
Удаленный банковский сервис для корпоративных клиентов может предоставляться как по ограниченному кругу операций (перевод средств в автоматической клиринговой системе, отслеживание текущих платежей и т.д.), так и по широкому, часто ничем не уступающему традиционному корпоративному обслуживанию (предоставление информации о состоянии счета, об условиях получения ссуды, прямое обслуживание депозитов и другие). Не смотря на то что корпоративный сектор для многих банков является стратегически важным сегментом рынка, в сфере дистанционного банковского обслуживания в силу объективных причин (меньший объем первоначальных инвестиций, менее жесткие требования к интеграции, более простая программная реализация) наибольшее распространение в конце 90 - х. годов получил удаленный банковский сервис для физических лиц.
С точки зрения каналов доступа к банковским услугам можно выделить шесть форм современного удаленного банкинга:
1) телефонный банкинг (управление счетов по средством использования возможностей телефонов с тональным набором номера);
2) ПС-банкинг (управление счетов по средствам прямого модемного соединения персонального компьютера с банковской сетью (без использования интернета). (В российской банковской практике такие системы часто называются "банк - клиент");
3) видеобанкинг (предоставление удаленного доступа к банковским операциям по средствам интерактивного общения клиента с персоналом в банке (видеоконференция));
4) интернет-банкинг (предоставление удаленного доступа к банковским операциям путем персонального компьютера и модема через интернет);
5) мобильный банкинг (предоставление удаленного доступа к банковским операциям по средствам мобильного телефона через упрощенный протокол обмена данными в интернете);
6) интерактивный телевизионный банкинг (предоставление удаленного доступа к банковским операциям с использованием телевизора, превращенного с помощью специальной компьютерной приставки и цифрового канала связи в мультимедийный телекоммуникационный центр). Все они предоставляют особую область отношений между банком и клиентом - получение банковских услуг на расстоянии.
Формы дистанционного банковского обслуживания различают по времени внедрения в банковской практике. Первой формой дистанционного банковского обслуживания был телефонный банкинг. В силу распространенности и доступности телефонных терминалов в некоторых странах он до сих пор остается одной из самых популярных разновидностей удаленного банкинга. Его преимуществами является доступность и простота использования. К недостаткам относятся ограниченный набор предоставленных банковских операций, а также отсутствие визуального информационного мониторинга предоставляемых услуг.
Второй формой дистанционного банковского обслуживания является ПС - банкинг. При данной форме банкинга клиенту предоставляется специальное программное обеспечение для работы со своим счетом или программный продукт, интегрированный с их популярных программ для управления личными финансами (Quicken, Microsoft Money и др.). К преимуществам ПС - банкинга относится широкий спектр предоставляемых банковских операций и визуальную наглядность принимаемых решений, к недостаткам - наличие выделенной линии связи для подключения к сети банка и необходимость в установке специального программного обеспечения.
В начале 90-х. гг. появилась еще одна форма дистанционного банковского банкинга - видеобанкинг. Обычно для него используются устройства, называемые мультимедийными киосками, или специально предназначенные для этих целей банкоматы. Они устанавливаются в супермаркетах, аэропортах, университетах и других общественных местах. Преимуществом видеобанкинга является возможность проведения широкого спектра банковских операций в режиме онлайн. Серьезным недостатком - пользование в специально отведенных местах.
Статьи по теме:
Понятие кредитоспособности заемщика и основные показатели, используемые при
ее оценке
В настоящее время под влиянием законов, регулирующих рыночные отношения, формируется разветвленная сеть коммерческих банков, осуществляющих комплексное кредитно - расчетное и кассовое обслуживание предприятий независимо от их организационно правовой формы.
Банки в процессе кредитования обязаны вс ...
Анализ продуктов и услуг, предлагаемых банком
В 2008 году банк проводил консервативную политику в части кредитования, направленную на снижение рисков при кредитовании клиентов, при этом внимание уделялось не только совершенствованию внутренних процедур рассмотрения и предоставления кредитов, но и информационному взаимодействию в системе бюро ...
Формы ипотеки
В странах с развитой рыночной экономикой ипотека как вид кредита существует в разных формах:
- кредит с «шаровым» платежом;
- «пружинный» кредит с выплатой только процентов;
- ипотека ролл-оверная;
- кредит с частичной амортизацией;
- самоамортизирующийся кредит;
- кредит с переменной нормой ...