Важнейшим инструментом депозитной политики является процент, который банк уплачивает вкладчикам за привлекаемые ресурсы. Уплата процентов по депозитным счетам – основная статья операционных расходов банка. Следовательно, банк не заинтересован в слишком высоком уровне процентной ставки. Одновременно он вынужден поддерживать такой ее уровень, который был бы привлекателен для клиентов. Чем надежнее пассивы, то есть чем больше срок и сумма депозиты, тем больший процент гарантирует банк. Поэтому грамотная депозитная политика - это, прежде всего, программа эффективного управления рисками в области пассивных операций. В ее основу ставятся постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами банка по срокам и процентным ставкам. При определении уровня диверсифицированности целесообразно исходить из критериев распределения депозитов по географическому и отраслевому признакам, их размеров и видов, сроков привлечения и ряда других признаков по аналогии с классификацией ссуд при анализе кредитного портфеля коммерческого банка.
В общем объёме ресурсной базы коммерческих банков уменьшилась сумма средств предприятий и организаций на расчётных, текущих и прочих счетах. И хотя банки ежегодно наращивают кредитование экономики, тем не менее, в структуре источников инвестиций удельный вес банковских кредитов составляет всего лишь около 8 процентов. Практически финансирование инвестиций в большей степени лежит на предприятиях, которые используют для этого собственные средства.
В целом в структуре ресурсной базы коммерческих банков остаётся много проблем. К ним, прежде всего, относятся узость ресурсной базы и преобладание коротких пассивов. Региональные банки имеют ограниченный доступ к ресурсам межбанковского кредитования (МБК). Неразвитость рынка МБК и отсутствие эффективно действующей системы рефинансирования коммерческих банков сдерживают кредитование секторов экономики и населения.
На основе исследования особенностей такого вида ресурсов как межбанковские кредиты, а также условий обращения денежных средств на рынке данных ресурсов и их влияния на ресурсную базу, можно рекомендовать банкам избегать высокого удельного веса межбанковских кредитов в общем объеме мобилизованных средств, так как это ведет к удорожанию кредитных ресурсов в целом, поскольку кредиты других банков являются самым дорогим инструментом пополнения ресурсной базы. Доля этого источника пополнения ресурсной базы не должна превышать 1/3 от всего объема ресурсов. Однако в условиях, когда привлечение депозитов затруднено, банки вынуждены обращаться к межбанковским кредитам для пополнения своих ресурсов[57].
Устойчивость ресурсной базы коммерческих банков во многом зависит от срочности привлекаемых средств. Вот несколько возможных направлений привлечения средне- и долгосрочных ресурсов.
Первое - расширение для коммерческих банков возможностей выпуска среднесрочных ценных бумаг и их размещение, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Чтобы усилить роль российских банков как эмитентов ценных бумаг, надо повысить уровень их прозрачности и качество корпоративного управления, включая управление рисками.
Статьи по теме:
Депозитная политика коммерческих банков Республики
Казахстан
В последние годы экономика Казахстана характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями. Высокие темпы экономического роста страны обеспечиваются не только внешними факторами, связанными с благоприятной ценовой конъектурой на сырьевые ресурсы, но и внутренними.
Казахстан фактически с нуля постр ...
Анализ структуры кредитного портфеля
Кредитный портфель ГОСБ № 2363 представляет собой совокупность требований банка по предоставленным кредитам.
В состав кредитного портфеля банка входят, таблица 2:
- кредиты организациям (юридическим лицам) и ИПБОЮЛ;
- кредиты частным (физическим) лицам;
Таблица 2 - Кредитный портфель ГОСБ № 23 ...
Формирование институциональная структуры банковской системы
Японии
В 1940-1960-х годах японские банки находились в состоянии глубокого кризиса. В военный период деятельность всей кредитной системы была подчинена Национальной финансовой контрольной ассоциации. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных займов не менее 75% суммы прироста своих депози ...